5 декабря 2013 года в Москве на конференции «Internet Business Conference Russia» (IBC Russia) Александр Садовский, руководитель отдела веб-поиска Яндекса, сделал важное сообщение: с начала 2014 года появится новая формула ранжирования, в которой будет исключен учет ссылок.
Другими словами, будет введено ранжирование без ссылок. Сначала это будет опробовано на коммерческих тематиках в Москве. Информационные запросы пока не будут затронуты.
Новость уже не первой свежести, но хотел бы высказаться по этому поводу.
Обычно я настороженно или даже негативно отношусь к различным нововведениям Яндекса, потому что по большей части инновации направлены на «истребление» SEO. Но этой новости я был очень-очень рад.
Текущее состояние рынка SEO
Меня всегда добивало, что большая часть SEO-специалистов — это скупщики ссылок, которые считают, что ссылочного достаточно для продвижения. Их работа заключается только в составлении анкоров и массовой скупке ссылок. Всё, это всё SEO! Число таких «умельцев» по недокументированным прикидкам может доходить до 90% рынка.
Я же в свою очередь практически никогда не использовал ссылочное (только для редких проектов под Москву), а все свое продвижение строю через внутреннюю оптимизацию и улучшение сайта. Именно поэтому я обрадовался новости об отмене ссылок: по идее после этого должно отвалиться подавляющее большинство горе-оптимизаторов. Рынок должен стать посвободнее.
Если не ссылки, то что? Что будет с рынком SEO?
Подобные вопросы были заданы Садовскому уже на самой конференции. Ответ был очевиден: все силы и деньги должны быть направлены на улучшение сайтов и повышение качества интерфейсов. Позже Команда поиска Яндекса ответила на некоторые вопросы по этому поводу в своем блоге, добавив, что нужно будет работать в сторону улучшения юзабилити, повышения конверсии посетителей в покупателей и так далее.
Мнения экспертов об отмене ссылок
Однако, мнения экспертов в этой области идут вразрез с заявлением Александра Садовского. Вот некоторые из них:
- Евгений Трофименко (аналитик и SEO-эксперт) склонен к тому, чтобы не доверять полностью данному заявлению, ссылаясь на недавнее введение АГС-40, призванного чистить выдачу от плохих сайтов: «Получается, что одной рукой поисковик хочет отказаться от ссылок, а другой рукой он оберегает свой ссылочный фактор, чистя его».
- «…ссылки будут работать. Не как раньше, а через цепочку сопутствующих факторов. Но будут.» — Дмитрий Шахов (aka Баблоруб).
- «Ссылки всегда работали, работают и будут работать!» — Виктор Карпенко (aka SeoProfy)
- «По поводу того, что полностью отменят ссылки – это бред.» — Алексей Терехов.
Многие просто негодуют и ругают такое решение Яндекса, сетуя на возврат к прошлому, когда выдача была захламлена некачественными сайтами, набитыми ключевиками. Например, те же доры. Вот с ними я категорически не согласен, поскольку поисковые формулы ушли далеко вперед от примитивного учета плотности ключевых слов. Сами представители Яндекса говорили, что в поиске используется около 800 факторов ранжирования, и отключение ссылочных, коих чуть меньше 50, не должно ухудшить выдачу.
Помимо этого, давно уже работают более абстрактные факторы, вроде коммерческих: юзабилити, авторитетность, «счастье пользователя» и т.п. Почему-то их эти эксперты упускают.
Что же дальше?
Очень хотелось бы верить в то, что ссылочные факторы будут отменены, но реалии таковы, что это вряд ли произойдет полностью. Соглашусь с мнением некоторых экспертов, которые склоняются к частичной отмене (отмене части факторов).
Стоит помнить, что Яндекс каждый год делает заявления об очередной попытке в борьбе со ссылками. И многие из них работают. Те же «АГС» заметно вычищают выдачу от низкосортных сайтов, снижая тем самым влияние некачественных ссылок. Но, как бы то ни было, ссылки как работали, так и работают.
Полагаю, что в дальнейшем работа ссылок будет очень прицельной с ориентацией на качество:
- Как и раньше, не будут учитываться низкокачественные ссылки.
- Уберется фактор анкорного ранжирования. По крайней мере положительное его влияние.
Какие факторы будут рабочими? Как эволюционирует SEO?
Как и всегда, Яндекс советует работать над улучшением сайта для пользователей. Именно в это направлении и должно перейти классическое SEO. Специалисты должны будут больше внимания уделять внутренним факторам, качеству предоставляемой информации и сервису, юзабилити, социальным факторам. В общем, работать над улучшением поведенческих факторов и социальных сигналов.
Понятное дело, что многие будут пытаться манипулировать этими факторами, но это скользкая дорожка. На той же конференции Садовский заявил, что сайты, которые будут замечены в накрутке поведенческих факторов, будут терять позиции в поиске.
Возможные варианты подстройки под ситуацию с отменой ссылочного ранжирования:
- Общее улучшение сайта: работа над текстами, способах его представления, работа над структурой, навигацией, скоростью загрузки сайта, создание/доработка специальных сервисов и т.п.
- SEO-специалистам нужно будет избавляться от некачественных ссылок, тщательно отбирая будущих доноров.
- Анкор-листы нужно будет приводить в максимально естественный вид, разбавляя и минимизируя вхождения запросов.
- Коммерческие сайты будут продвигаться по информационным запросам с последующей обработкой посетителей. Часть освободившихся средств на ссылки пойдет на закупку таких типов ссылок.
- Часть освободившихся денег от покупки ссылок все же уйдет по назначению (по мнению Яндекса) — на контекстную рекламу.
- Возрастет спрос на услуги юзабилистов, SMM-щиков и вообще интернет-маркетологов. В последних, по сути, и должны эволюционировать SEO-шники.
Заключение
В целом ожидаются положительные изменения, ориентированные на повышение качества сайтов и удовлетворенность пользователей. И это не может не радовать, особенно потому, что это часть моей стратегии продвижения сайтов.
В любом случае выводы можно делать только по факту, а не заранее гадать на кофейной гуще или слепо верить на слово заявлениям Яндекса.
На закуску: видео с выступления Александра Садовского на IBC Russia 2013: