Сегодня (то есть 10 апреля) ровно 4 года назад Яндекс запустил алгоритм ранжирования «Арзамас» (ранее известный как «Анадырь»). Особенностью данного релиза явилось то, что поисковик стал различать сайты и пользователей по географической принадлежности, а поисковые запросы делить на зависящие от региона и геоНЕзависимые.
Думаю, за такой длительный срок информация о геозависимости запросов перестала быть новостью для людей, так или иначе связанных с поиском информации в Сети. Для владельцев сайтов уж точно. По большей части…
В связи с этим у сайтовладельцев и тутти кванти появилась необходимость регулирования такого параметра, как региональность сайта. В этой заметке я хотел бы осветить способы присвоения региона (установки региональной принадлежности) для сайта в Яндексе.
Автоматические способы присвоения региона сайту
К данным способам я отнес те, где нет прямого указания региональной принадлежности сайта самим пользователем — определение и присвоение региона происходит автоматическим образом.
- Роботом. Как сообщается в официальных источниках, регион сайта определяется автоматически по следующим признакам, но ими не ограничиваясь:
- Указание полных контактов фирмы на сайте. Неплохо в этом деле может помочь микроразметка.
- IP-адрес сайта, то есть фактически адрес сервера, на котором расположен ресурс.
- Региональная тематика большей части контента сайта. Сюда относятся различные упоминания географических объектов с использованием индексов и кодов городов. Последний пример из моей практики: сайт представляет собой каталог организаций с полными контактными данными (индексы, адреса, телефоны с кодами), подавляющее большинство которых относится к Москве. В результате роботом автоматически присвоен регион «Москва и Московская область».
- …и другие менее важные факторы.
Навскидку по моим наблюдениям, если корректно и по уму указать на сайте адрес организации, то регион автоматом присваивается от 2 недель после попадания информации в индекс.
- Добавление адреса в Яндекс.Справочник. Тема была открыта мной случайно. Сайту, которому до этого никакой регион не был присвоен, автоматически присваивается город (регион), указанный в адресе, который был добавлен в Яндекс.Справочник.
При этом дополнительных указаний в Яндекс.Вебмастере или еще где-то не требуется — если адрес прошел модерацию, значит регион присвоится автоматически.
Ручные способы присвоения региона в Яндексе
Особенностью данных методов является необходимость ручного указания пользователем желаемого для сайта региона.
- Указание региона в Яндекс.Вебмастере. Если у сайта нет присвоенного региона, то его можно вручную указать в Яндекс.Вебмастере в разделе «География сайта → Регион сайта».
При этом нужно будет указать URL страницы, подтверждающей региональную принадлежность сайта. Как показывает практика, чтобы пройти такую модерацию, совсем не обязательно иметь на сайте полноценный адрес. Достаточно на какой-то странице или в шаблоне сайта указать нужный город.
Если сайт не зарегистрирован в Яндекс.Каталоге, то таким способом сайту можно присвоить только 1 регион.
- Регистрация в Яндекс.Каталоге. При регистрации сайта в Я.К указывается основной регион сайта (например, Центр, Поволжье, Сибирь и т.п.), а уже модератор присваивает сайту более конкретный город (города) и (или) регионы. При этом нет необходимости самостоятельно указывать желаемый регион в Яндекс.Вебмастере.По официальным данным таким способом сайту можно присвоить до 7 регионов. Но, как утверждают очевидцы, предоставляющие подтверждающие скрины, сайту может быть присвоено до 7 городов и до 5 более общих географических объектов (например, стран). Но это скорее исключение для сайтов действительно крупных компаний, чем общеприменимое правило.
Чтобы присвоить сайту несколько регионов через регистрацию в Яндекс.Каталоге, на сайте обязательно должны присутствовать адреса фирмы во всех необходимых географических областях. Также желательно, чтобы данные адреса были добавлены в Яндекс.Справочник. Как и у всех правил, тут тоже бывают исключения: встречались случаи, когда модераторы присваивали тот или иной регион только на основе информации о возможной доставке товара в определенный город, т.е. без необходимости иметь собственный офис в данном регионе.
Все описанные исключения из данного способа присвоения регионов зависят от конкретного модератора, его настроения на момент рассмотрения заявки, магнитных бурь и вспышек на Солнце. Так что надеяться на такой вариант развития событий — надеяться на авось. Лучше идти проверенными способами.
Выводы
Для гарантированного присвоения сайту необходимого региона нужно сделать следующее:
- Написать на сайте полный адрес организации: индекс, адрес с названием города и телефоны с кодом города. Желательно это сделать и на отдельной странице (например, «Контакты»), и в шаблоне сайта (например, в футере или хедере). Так же нелишним будет добавить адрес в одном из указанных мест с использованием микроформатов.
- Добавить сайт в Яндекс.Вебмастер и вручную прописать желаемый регион, дав ссылку на страницу с адресом фирмы (например, те же «Контакты»).
- Добавить адрес организации в Яндекс.Справочник, если его там нет, или отредактировать имеющийся, если это требуется.
Даже представить не могу варианта, когда бы эти действия не привели к нужному результату.
Если требуется присвоить сайту несколько регионов, то необходима регистрация в Яндекс.Каталоге, наличие реальных офисов организации в нужных областях и указание на сайте всех их адресов. Для присвоения желаемых регионов при отсутствии в них собственных представительств существуют специальные «серые» способы. Но это уже другая история…