201330Апр

Аффилированные сайты: понятие, признаки, пути решения проблемы

Что такое аффилирование

С английского «affiliate» переводится как «филиал», «отделение», «присоединять», «присоединяться».

В обычной жизни под аффилированием подразумевается:

  • Присоединение организации, то есть передача всех прав и обязанностей одного или нескольких юридических лиц другому (существующему) юридическому лицу, сопряженная с ликвидацией (прекращением) указанных организаций. Другими словами — превращение одного обособленного юридического лица в филиал другого юридического лица без сохранения самостоятельности (обособленности). (Исключения в виде разновидностей поглощения опустим).
  • Воздействие, влияние физического лица на деятельность компании, фирмы. ХЗ что это значит, и вникать не хочу.
  • В юридических делах: установление связей, контактов, авторства.
  • другое…

Как видно, общее у них одно — связь между субъектами, зачастую связанная с совместным ведением одного дела и (или) взаимным влиянием.

Аффилирование сайтов поисковыми системами

Еще на заре развития поисковых систем одним из способов продвижения товаров/услуг в Интернете было создание нескольких сайтов одной компании. При должном продвижении большая часть ТОПа могла состоять из ссылок на сайты одной организации, что, с одной стороны, фактически не давало пользователям права выбора, но с другой — обеспечивало практически полный охват целевой аудитории (монополизация выдачи).

Естественно, такой расклад вещей поисковые системы, которые радеют за качество поиска, не устраивал, и вполне логичной реакцией было уменьшение количества сайтов одной фирмы в выдаче. Для этого разрабатываются специальные алгоритмы определения аффилиатов и объединение их в группы (наложение фильтра).

Известно, что официальная позиция Яндекса заключается в непризнании факта существования фильтра аффилированности сайтов. По крайней мере служба технической поддержки Платон Щукин так и пишет в своих письмах. Однако данный факт уже давно доказан опытным путем и известно, что где-то в конце 2007 Яндекс все же ввел данный фильтр в работу.

Зацепку на официальное подтверждение существования данного фильтра можно найти в хелпах Яндекса. А именно в «Советах вебмастеру», где говориться, что из результатов поиска удаляются или сильно занижаются (фильтруются) «группы сайтов одного владельца/компании, предоставляющие пользователю одни и те же товары или услуги, созданные с целью заполнения нескольких позиций в результатах поиска и сбора трафика».

Кроме того, представители Яндекса на различных конференциях зачастую упоминают тот факт, что правила работы поиска и контекстной рекламы во многом схожи. И, если посмотреть «Правила показа» в Яндекс.Директ, то можно найти практически официальную позицию по поводу разбираемого фильтра (пункт 3.16 версии от 25 апреля 2013 г.):

«…сайты признаются сходными при совпадении значительной части ассортимента предлагаемых на сайтах товаров (работ, услуг), реализуемых в одном регионе, и/или наличии других признаков, позволяющих предположить, что предлагаются одни и те же товары одним и тем же (аффилированными, имеющими тесную взаимосвязь) поставщиком, вне зависимости от незначительного различия ассортимента, разного дизайна, структурной организации сайтов, отличия цен, а также от принадлежности (администрирования) сайтов разным(-и) лицам(-и).»

Кроме всего прочего, в «Требованиях к рекламным материалам» для Яндекс.Маркета также говориться про аффилирование (пункт 5 версии от 28.11.2012):

«Яндекс может по своему усмотрению отказать в размещении Материалов, содержащих информацию о товарах (услугах), предлагаемых в нескольких магазинах и позволяющую предположить наличие аффилированности, взаимозаменяемости или иной тесной взаимосвязи между ними, либо произвести группировку пересекающегося ассортимента со скрытием дублирующих товарных предложений таких магазинов.»

В предыдущих редакциях данное правило прямо указывалось не только в отношении товаров, но и «…магазинов (либо сайтов, относящихся к одному магазину)…».

В народе бытует мнение, что в наложении данного фильтра не малую роль играет человек, т.е. когда аффилирование происходит асессором или модератором Яндекса. Поэтому, рассматривая вопрос попадания сайтов под фильтр, стоит учитывать, что это может быть как автоматически, так и вручную. Я сталкивался и с теми, и с другими.

Как работает фильтр аффилированности сайтов

Признаки аффилированности доменов

Смысл данного фильтра в том, что по одному конкретному запросу в результатах поиска может быть только один домен из группу (то есть из ряда доменов, на которые наложен фильтр). Обычно это самый лучший (авторитетный и прокаченный) домен. Остальные домены скрываются из выдачи.

Группа аффилированных сайтов состоит из двух и более доменов (чаще всего одной тематики), и в результатах поиска может оказаться любой из них в зависимости от релевантности запросу.

Причины аффилирования сайтов

Обычно выделяют несколько основных очевидных причин (признаков) наложения фильтров, но я постарался собрать максимально возможное их количество.

  1. Одинаковый владелец доменов по whois-информации. Когда домены зарегистрированы на одного человека (одну организацию), определить связь между сайтами очень просто. Предполагается, что связь может быть установлена по любой части whois: имя владельца, email владельца, телефон владельца.
  2. Один регистратор доменов. Довольно сложно судить об этом признаке как о возможной обособленной причине попадания под фильтр, но в сочетании с другими признаками вполне может быть таковым.
  3. Идентичный контент. Если один сайт представляет собой дубль другого сайта или хотя бы содержит большую часть информации с другого сайта, то конечно можно предположить, что это сайты одного владельца.
    • Идентичный ассортимент товаров или значительная его часть. Разновидность предыдущего пункта. Если на сайтах один и тот же каталог товаров (или схожа большая их часть), если на большинство или все товары стоят идентичные цены, описания товаров (или даже артикулы) совпадают и прочее — это явно подозрительно и метит на признак для фильтра.
    • Одинаковая структура сайтов. Если структура сайтов или ее часть идентичны (включая названия разделов, описания разделов, URL страниц) — это тоже может вызвать подозрения.
  4. Одинаковая контактная информация на сайтах. Если на сайтах размещены одни контактные данные (email, телефон и (или) адрес) — это явный признак их принадлежности одному лицу.
  5. Одинаковые IP-адреса (один хостинг-провайдер). Стоит понимать, что нахождение на одном IP-адресе (то есть размещение на одном сервере) сайтов одной тематики, может быть признаком общности их владельца.
  6. Одинаковые NS-сервера. Может это не совсем очевидно, но одинаковые NS-ки не обязательно значат одинаковые IP-адреса. Это могут быть как разные IP одного хостера, разместившего сайты на одних NS, но на разных IP, так и полное перенаправление NS-ок с текущего сервера на IP-адрес другого сервера. Данный признак аффилиации заключается в схожести NS-серверов независимо от реальных IP-адресов сайтов.
  7. Одинаковая верстка. Яндекс определяет разметку страниц, поэтому ему не составит труда сопоставить код (часть кода) страниц разных сайтов одной тематики, чтобы определить их схожесть. Сюда можно отнести бытующее в народе мнение, что идентичные названия CSS-классов также могут быть подозрительны.
  8. Одинаковый дизайн. В принципе, это относится и к предыдущему пункту (определение схожести дизайнов по верстке), но бытует мнение, что один и тот же шаблон, сверстанный по-разному, также может быть определен Яндексом. Как это можно было бы сделать:
    • сравнение картинок, из которых состоят шаблоны — одинаковые картинки в разной разметке может служить признаком схожести дизайнов;
    • сравнение цветовых гамм блоков — известно, что поисковики могут читать CSS-стили, и схожесть расположения блоков и их цветовых гамм в шаблонах может говорить об их идентичности;
    • сравнение скринов страниц сайта — не представляют, как это можно реализовать, но звучит вполне реалистично — когда робот делает полный скрин страниц двух разных сайтов и проводит их сравнение. При таком подходе никакая верстка не поможет, если дизайн действительно один.

    Однако известно, что какие-либо метрики или технические способы оценки дизайна Яндекс не использует. Optimization 2012, Харьков: «Метрик, оценивающих дизайн, не существует. Только поведенческие». Так что данный пункт применим только для ручной модерации.

  9. Одна система управления CMS. Признак довольно спорный в свете популярности некоторых бесплатных CMS, но хотя бы в купе с другими признаками также может работать на получение фильтра.
  10. Пересечение запросов. Признаком аффилированности могут обладать сайты, если они продвигаются по одним и тем же запросам: внутренняя оптимизация под одни запросы, входящие анкоры и (или) околоссылочный текст совпадают, внешние ссылки с одних сайтов и прочее.
  11. «Стук» конкурентов (доносы). Не все желают работать по-честному и пытаются всеми правдами и неправдами изжить конкурентов из выдачи. Поэтому, если принадлежность сайтов одному владельцу очевидна человеку, но не определяема роботом, поисковику запросто могут «помочь» бдительные конкуренты.
  12. Один раздел Яндекс.Каталога. Тоже довольно спорный момент, который следует рассматривать в совокупности с другими признаками.

Стоит заметить, что наибольшая вероятность получения фильтра — это сочетание нескольких признаков аффилированности, но причиной его может послужить и каждый из них в отдельности независимо от «белости и пушистости» других.

Определение аффилированности сайтов

Раньше существовало достаточно много вариантов поисковых запросов, по которым можно было проверить аффилированную склейку доменов. Но на данный момент большинство из них не работают, мне известен лишь один рабочий запрос.

Как бы то ни было, в любом случае самым надежным способом определения фильтра между доменами можно считать обычный анализ выдачи (включая из разных регионов) по релевантным запросам с целью определения нахождения там обоих доменов. Если по однородным запросам выдача «скачет» (отображается то один домен, то другой, но никогда вместе), значит фильтр есть.

Как избежать фильтра аффилированности сайтов

Чтобы избежать попадания доменов под фильтр аффилированности сайтов, нужно всего-навсего… избегать причин фильтра. :) Регистрируйте домены на разные контактные данные, рисуйте разные дизайны, делайте уникальное наполнение и структуры, ставьте уникальные контакты на сайтах и т.д.

Ну а лучше всего — не лезьте в эти серые схемы (попробуйте отговорить клиента), а приложите больше усилий к продвижению основного сайта.

Как снять аффилиат-фильтр с доменов

Сам с таким сложным случаем не сталкивался, но в Сети поговаривают, что фильтр снимается автоматически, если полностью сменить семантическое ядро (фактически, тематику сайта), структуру и контент сайта. Но это трэш, товарищи.

А можно не снимать фильтр, а перераспределить запросы между сайтами: какие-то сайты продвигать по одному семантическому ядру, другие — по другому.

Говорят еще, что может помочь смена домена у сайта, если избавиться от всех причин, которые привели к наложению фильтра. Это более правдоподобно и реалистично, поскольку фильтр накладывается на один домен, а не на все связанные с сайтом. Поэтому и вес можно перелить со старого на новый через 301-й редирект практически без потерь — вес на домен-«донор» переливается, а санкции — нет. По крайней мере в недавнем прошлом было именно так, на сегодняшний день с такими кейсами не сталкивался.

Или можно поступить с сателлитами основного сайта как поступил Гоголь со вторым томом «Мертвых душ» — сжечь и забыть. *trollface*

Продвижение сайтов